Такая большая Россия > Водные объекты > Волго-Донской судоходный канал

Большая Россия

Метки

1874 г Астраханская область Астрахань Башкортостан Белгородская область сегодня Волгоградская область Выставки музеи в Москве Достопримечательности Пермского края Калач Калач-на-Дону Карелия РФ Клин сегодня Краеведение Саратовской области Культура Брянской области Культура республики Татарстан Маршруты Ростовской области Монастыри Владимирской области Нижнекамск РФ Владимирская область РФ Воронежская область Регион Башкортостан Россия Татарстан регион Тинакская Мацеста Тульская область водохранилище впечатления о поездках где в Курской области где гулять в Москве город города России интересное в России информация о реках источники культура Удмуртии курорт Тинаки мусульманство населённые пункты Московской области о городах озеро Тинаки природные ресурсы Тверской области р. Белая родник село христианство

Опрос

Сколько фото вы хотите видеть среди случайных изображений?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Волго-Донской судоходный канал

Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина построен в 1952 г. Соединяет он Волгу у Волгограда с Доном в районе города Калач-на-Дону. Место выбрано не случайно. Это место самого близкого расположения двух рек. Длина водохранилищ в системе канала  — 45 км. Это Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища.Таким образом обеспечивается связь Волги с бассейнами Азовского и Чёрного морей. Длина канала 101 км. Глубина — не менее 3,5 м. На канале построено 13 шлюзов. В девяти шлюзах суда поднимаются на 88 м. до гребня Ергенинских высот. Ещё четыре шлюза спускают суда к Дону на 45 м. При спуске из Цимлянского водохранилища в естественное русло Дона нужно пройти ещё через 2 шлюза. Канал является звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части России. Расстояния между шлюзами варьируются от 700 м. до 20 км. Волго-Донской судоходный канал питается донской водой, т.к. Дон лежит выше чем Волга. Помогает система из 3 насосных станций.

 

Первую попытку соединить Волгу с Доном историки относят к середине 16 в. в 1569 г. турецкий султан Селим II, прославившийся своим походом на Астрахань, с целью прорыть канал направил вверх по Дону 22 000 солдат. Однако, уже через месяц турки отступили со словами, что здесь и за 100 лет всем турецким народом ничего не сделать. Вторую попытку сделали во времена правления Петра I.  По этому плану канал должен был соединить не сами реки, а их рукава — Иловлю и Камышинку. Начало работ было в 1697 г. Руководство работами поручили иностранцу Иоганну Бреккелю. Но, поняв, что проект неудачен, он сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри. Потом наступил 1701 г. и началась Северная война со Швецией. И внимание Петра было переключено на войну. Финансирование было приостановлено.

 

До 1917 г. было создано более 30 проектов соединения двух великих рек. Эти проекты также не осуществились. их реализации препятствовали частные владельцы железных дорог. Да и без серьёзной реконструкции рек полноценная эксплуатация канала была невозможна. Большой вклад в изучение междуречья Волги и Дона, а также в выбор места для канала внёс русский учёный- гидротехник Нестор Платонович Пузыревский. В 1920 г. вернулись к плану строительства канала в связи с осуществлением плана ГОЭЛРО. Проект был создан в конце 1930-х г.г. И опять построить канал помешала война. На сей раз Великая Отечественная. Продолжили работы сразу после завершения Сталинградской битвы в 1943 г. Работами руководил Сергей Яковлевич Жук — опытный строитель и гидротехник. До этого времени под его руководством уже были построены каналы Москва — Волга и Беломорско-Балтийский. В феврале 1948 г. начались земельные работы. В период с марта 1948 по март 1949 г. строительством руководил бывший начальник ГУ СДС НКВД СССР «Дальстрой» — Павлов Карп Александрович. Людей для строительства набирали по всей стране. С рабочими заключали трудовой договор. Приглашали выпускников средних и высших учебных заведений, демобилизованные из рядов Советской армии. Были желающие и из села, но от них ещё требовалась справка об отходничестве из сельсовета. Вольнонаёмных рабочих было порядка 700 тыс. чел. В строительстве принимали участие и немецкие военнопленные и советские заключённые. И тех и других было около 100 тыс. чел. В числе советских заключённых были и мелкие мошенники и воришки и воры-рецидивисты и политзаключённые. Заключённые работали на равне со всеми и в смешанных бригадах. Стимулом для их работы был тот факт,  что один день работы засчитывался за 2 — 3 дня на зоне. Таким образом только из работавших на Цимлянском гидроузле, досрочно освободились более 26 тыс. чел. Один из бывших заключённых вспоминал, что работать на такой стройке было опасно. Многие гибли. После одного несчастного случая, при котором погибло много рабочих, его направили домой — в Молдавию. 3000 заключённых были отмечены наградами, 15 из них — орденом Трудового Красного знамени. Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным очень малым сроком в мировой истории гидростроительства. В ходе строительства было вынуто 150 м² земли и уложено 3млн м бетона². В работах принимало участие 8000машин и механизмов. Это были автосамосвалы,  шагающие и многоковшовые экскаваторы, бульдозеры, мощные скреперы, землеройные снаряды. И вот 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут канал ожил. На следующий же день 1 июня уже была открыта навигация. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя В.И. Ленина. Тогда же у первого шлюза был установлен памятник Сталину. Позже он был снесён и заменен на памятник Ленину. В период с 1951 по 1953 г.г. был выпущен ряд марок с видами канала.

 

Продолжительность навигации по каналу в год составляет в среднем 211 дней. За сезон по каналу проходят до 5000 судов. Допускается движение судов до 5 тыс. тонн грузоподъёмностью. На канале действуют системы оперативных связей и системы навигационного ограждения судовых ходов. Канал начинается не из самой Волги, а из затона — протоки, отделяемой от основного русла островом.

 

На стрелке у входа в Волго-Донский канал стоит маяк. Основание его украшено рострами и памятной надписьюо героях Волжской военной флотилии. Над входом в первый шлюз установлена парадная арка, имеющая высоту 40 метров. Первые 3 шлюза расположены в черте города Волгограда.

 

Между первым и вторым шлюзами через канал проходят автодорожный и железнодорожный мосты. Между 3 и 4 шлюзами канал прямой. Длина этого участка 7 км. С четвёртого шлюза начинается Чепурниковская лестница. Её длина 9 км. на этом отрезке пути суда поднимаются по 6 ступенькам на высоту 50 м. Участок канала от 9 шлюза до варваровского водохранилища проходит как бы по дну ущелья. здесь самая глубокая в канале выемка — до 60 м. Оформление 4 шлюза напоминает о событиях Великой Отечественной войны. На участке между 7 и 8 шлюзами когда-то прокатилась Гражданская война. Об этом напоминает мемориальная доска на 8 шлюзе. После 8 шлюза начинается долина реки Червлёной. За 9 шлюзом находится самая высока точка водораздела, за которой начинается Варваровское водохранилище.

 

Начиная с 10 шлюза суда спускаются по Донскому склону канала, соединяющего Варваровское водохранилище с Береславским. У шлюза установлены памятники участникам гражданской войны —  А. Я. Пархоменко, Ф. А. Сергееву (Артёму) и Н. А. Рудневу.  С этих мест в 1918 г. началось наступление войск Царицынского фронта Красной армии на юг. В Карповское водохранилище, лежащее на 22 м ниже Береславского, суда попадают через 11 и 12 шлюзы. Карповское водохранилище — самое крупное в каскаде.  Оно начинается сразу за 12 шлюзом. Длина водохранилища 15 км. Площадь — 42км². Последнее сооружение Волго-Донского канала — 13 шлюз. Находится он в плотине Карповского водохранилища недалеко от города Калач-на-Дону. На правом берегу после шлюза сооружён 16-метровый монумент «Соединение фронтов» работы скульптора Е. Вучетича. Находится он в посёлке Пятиморск. Здесь 22 ноября 1942 г. соединились войска двух фронтов — Сталинградского и Юго-Западного.

рассказать друзьям и получить подарок

Если хочешь получать статьи прямо на свой компьютер при их выходе, подпишись! Просто оставь свой email:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись!

Архивы

Свежие комментарии