Большая Россия

Метки

1874 г Астраханская область Астрахань Башкортостан Белгородская область сегодня Волгоградская область Выставки музеи в Москве Достопримечательности Пермского края Калач Калач-на-Дону Карелия РФ Клин сегодня Краеведение Саратовской области Культура Брянской области Культура республики Татарстан Маршруты Ростовской области Монастыри Владимирской области Нижнекамск РФ Владимирская область РФ Воронежская область Регион Башкортостан Россия Татарстан регион Тинакская Мацеста Тульская область водохранилище впечатления о поездках где в Курской области где гулять в Москве город города России интересное в России информация о реках источники культура Удмуртии курорт Тинаки мусульманство населённые пункты Московской области о городах озеро Тинаки природные ресурсы Тверской области р. Белая родник село христианство

Опрос

Сколько фото вы хотите видеть среди случайных изображений?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

История села Никольское

Село Никольское основано в 1760 г. вольными поселенцами и беглыми крестьянами. Но крестьяне такие нигде не регистрировались и подлежали возврату своим помещикам. Названо село в честь первого поселившегося в нём крещёного калмыка Николая. Село известно тем, что в 1893 г. здесь произошёл громадный оползень. Берег обрушился на протяжении почти 600 м.

 

Каждое село и каждый город имеют свою историю. Своя история есть и у села Никольское. В давние времена русло Волги в пределах села делало крутой поворот с севера на восток. Обвалы и размывы берега были на столько сильны, что в реку мгновенно уходили жилые дома и постройки. То место, на котором стоит Никольское сейчас — это уже третье место. О современном селе читайте в статье Село Никольское.

 

История села Никольское 18 века

Заселение этих мест началось с начала 18 века. На первом этапе образования села особых отличий в слоях населения не было. Но, чем дальше, тем сильнее становятся заметны отличия между знатью и беднотой. Во второй половине 18 в. началась вторая волна переселения с разрешения властей и правительства. Сюда ушли семьи государственных крестьян Астраханской губернии из станицы Замьяновской и с Чёрной Гряды. А так же из под Астрахани и Учугов. Селились здесь и киргизы и калмыки. Многие переселенцы жили тогда под вымышленными именами и фамилиями, скрывая настоящие до самой смерти. В селе жили русские и калмыки. У калмыков, также как и у русских, не было равенства. Богатые угнетали бедных.

Правительство и православное духовенство поощряло поселение калмыков среди русского народа на берегах Волги. Крещёные калмыки разъясняли степным, что их грабежи могут привести к тому, что купцы вообще перестанут возить товары через их поселения. Тогда им негде будет взять продукты и другие товары. Причиной быстрого заселения села стали благоприятные природные условия — плодородные земли, богатые рыбой реки и дичью окрестности.

 

Село Никольское в 19 веке

В 1802 г. была построена первая деревянная церковь-часовня, освящённая в честь Святителя Николая.  Поэтому есть ещё одна версия происхождения названия села — по имени церкви. В 1803 г. сюда пришли ещё малороссияне из Курской губернии, бежавшие от помещика Шереметьева. Их было 23 семьи — Масловские, Семиченковы, Лисицыны,  Шапошниковы, Пономарёвы Скрипниковы и др. в 1804 на рыболовной ватаге был сильный пожар, уничтоживший её. Было уничтожено и много дворов вокруг неё. После пожара ватагу построили на новом месте.

В 1848 г. здесь было открыто сельское училище. В 1856 г. в училище было 27 девочек и 40 мальчиков. С этого момента и началось развитие школьного образования в селе Никольское. Кроме основных наук, девочек обучали всяким домашним премудростям и рукоделиям, которые могли пригодиться в быту. Для этого в училище имелась особая наставница. В записях того времени указывается, что школа (или как тогда говорили училище) находится в отдельном здании хорошей архитектуры. Первой учительницей была дочь купца Пономарёва — Елена Петровна Пономарёва. Она учила девочек, а мальчиков учили сначала Фёдр Иванович Бирюков, затем Иван Тарасович Ершов. За учёбу надо было платить. Поэтому возможность учиться была не у всех. Со временем школа, как и многие здания села, была подмыта.

Рассказы о привольном жилье на берегу реки с обширными лугами и пастбищами, с обилием рыбы в реке привлекла сюда и жителей Воронежской губернии Павловского уезда из сёл Гнилуши, Чернавки, Влеповки, Пузовки. В 1844 г. Никольское уже стало казённым поселением Енотаевского уезда. Здесь было 250 дворов, церковь, проживало 754 мужчины и 812 женщин. Так как заселение шло быстро и свободные земли кончались, часть населения перебралось на другую сторону Волги. В 1856 г. здесь уже насчитывалось 1282 мужчин и 1402 женщин. На реке находились пристани 4 речных компаний «Кавказ и Меркурий» купцов Кулагина и Иванова, «По Волге», «Самолёт», «Зевс» и большой топливный дровяной склад. В селе была становая квартира Земского пристава 2-го участка, больница, 2  хлебозапасных магазина, строилась новая каменная церковь, почтово-телеграфное отделение, находилось Никольское Сельское и Волостное правления, станция, работали церковноприходская и сельская школы, становая квартира пристава 1-й статьи.

Судовладельцы братья Мутановы владели косовыми (речными) судами. На них перевозили соль, рыбу, муку и другие товары, нужные для местного населения.  В 1871 г., отбывая наказание в Енотаевской крепости, здесь побывал Пётр Иванович Якушкин — двоюродный брат знаменитого декабриста Якушкина. Село всё больше росло и развивалось за счёт крестьян — кустарей и предпринимателей. Кустари занимались валянием, гончарным делом, бондарным. Были среди них кузнецы, столяры-плотники, кожевники, портные, сапожники и др. Лечкин выделывал шкуры, а Поликанов шил шубы, рукавицы, шапки, тулупы, шубняки. Были в Никольском и свои горшечники — братья Щербаковы. Так их и звали по-уличному — Горшковы. Горшки пользовались большим спросом, так как в них долго хранились молоко и масло. До начала их промысла, гончарную посуду привозили купцы. Из Тамбовской губернии приехали мастера, нашли подходящую глину и занялись производством кирпича. Рецепт изготовления кирпича держался в секрете.

Неизменным спросом пользовались и бондарные изделия — бочки, кадушки, ушата. В бочках хуторяне возили воду из колодцев для хозяйственных нужд. Зимой в них солили капусту, помидоры, огурцы, летом в них держали воду на случай пожара. Большой известностью пользовался краснодеревщик столяр — плотник Захаров. Славились и мастера портные — Павел Полинов, братья Кусовы, Черкасовы. Известным мастером на селе был кузнец Щучкин. Большую группу населения представляли крестьяне — единоличники, но и они делились на зажиточных и середняков. В поле работали всей семьёй с ранней весны до поздней осени. Все доходы от хозяйства уходили на приобретение сельхозорудийи содержание хозяйства, да и приданое девушкам надо было готовить. Без него и замуж не брали. Кормились только тем, что выращивали в поле, да тем, что давала скотина.

В эти времена жители села Никольское занимались хлебопашеством, скотоводством и рыболовством. Из хлебов выращивали пшеницу, овёс, рожь, просо, горчицу. Возделывали бахчу. Пахали в старину сначала сохой, затем плугом, потом бороновали. Сеяли из мешков, подвязанных к поясу вручную. Молотили цепами. Для молотьбы расчищали место на лугу, освобождали землю от травы, а иногда и смазывали глиной. Чтобы было чисто, застилали подготовленное место скошенной пшеницей или просом. Молотили и ребристым камнем: запрягали быков и они по кругу ходили с этим камнем, а он выбивал зерно из колосьев. Овощи в селе не выращивали, так как поливать их было нечем. Выращивали и немного картофеля. Помидоры и огурцы чаще всего привозили из Солёного Займища. Капусту — с другой стороны Волги из Хараблей. Из фруктовых деревьев — виноградники, яблони, вишни и др. Из кустарников на участках были крыжовник и красная смородина, из диких — ежевика.

Держали крупный и мелкий рогатый скот, прочую домашнюю скотину, гусей, уток, кур. Степь давала сена в достаточном количестве. А если его всё таки не хватало, то зимой отправлялись на займище и привозили ещё. Мощь воды в реке была огромна. В разлив даже 70 бурлаков не могли пересилить её и совладать со стихией. Тросы рвались под натиском воды и судно уносило на 5 вёрст вниз.  Улицы были распланированы очень правильно и хорошо. Но некоторые постройки стояли незаконно.  Для развития торговли в селе были учреждены три ярмарки в год — 8 сентября, 6 декабря и 20 января. Главным товаром был скот, разводимый здесь и пригоняемый калмыками. В селе стояло 63 мукомольные ветряные мельницы.  Лесов вокруг села очень мало. Большинство из них шло на отопление. Поэтому строительство обходилось очень дорого.

Со временем русло реки изменилось. На бывшем месте реки образовалось займище (пойма), а когда-то крутые берега стали пологими горами. После спада воды, займище покрывалось цветущими луговыми травами, высотой по колено человека. В мелких озёрах даже мальчишки ловили сазанчиков и раков бредешками или сплетёнными из лозы кошёлками. А на месте нынешнего русла Волги раньше был ерик или протока. Здесь же располагался и центр села. В прежнем же месте река стала мелководной, суда перестали здесь ходить. Зато красную рыбу вылавливали в огромных количествах. Большой прирост населения начался во второй половине 19 в. — после отмены крепостного права. С развитием пароходных связей по реке Волге с соседними населёнными пунктами, население стало прибывать, добровольно переселяясь из других губерний России. Некоторые из них нанимались к предпринимателям на погрузку — разгрузку товаров, в пароходные компании на заготовку дров, нанимались на кустарные заводы и батраками к купцам и скотоводам.

Путём обмана, обсчёта и эксплуатации крестьян, помещики наживали свои несметные богатства, гуляли в дворянском сельском клубе, устраивали другие увеселения. Приехавшим людям было очень дорого строить дома для жилья. Поэтому они сами делали саман (крупный кирпич, на подобие современных силикатных блоков) и строили себе дома сами. С саманных сараев и кухонь начинали здесь жить почти все приехавшие бедняки. Летние кухни и сараи плели и из хвороста и обмазывали их глиной. С увеличением численности жителей, увеличился и спрос на зерно. С этих пор земледелие становится ведущей отраслью хозяйства. Наиболее почётным сословием были купцы. Это Брейкин, Попехин, Шапошников, 3 брата Пономарёвых, Волков, Светлов,  Мишуров, 2 брата Шустовых, Полеводин,  Карасёв и др. К магазинам того времени были пристроены деревянные дома, в которых жили их хозяева.

Существовали и люди, развлекавшие остальных. По улицам ходили скоморохи, гадалки, фокусники, для детей строили карусели. Некоторые предприимчивые люди занялись рыбным промыслом. Рыбопромышленники налогами не облагались. Это занятие было особо выгодным и доходным. С местных промыслов рыба отправлялась не только в города Поволжья, но и с чумаками в Краснодар и Ставрополь. Так как население росло и ему надо было где-то жить, и вести свою деятельность, то появилось предприятие, занимающееся закупкой леса в верховьях Волги. Богатым людям дома строили на заказ, украшали фасады богатой резьбой, у главных коридоров строились парадные арки. Некоторые из этих домов сохранились до нашего времени. К концу 19 в. в Никольском как тягловую силу использовали быков (валов), верблюдов и лошадей. Все излишки выращенной продукции продавалась пассажирам волжских теплоходов на пристани.

От царской России осталось тяжёлое наследие в культуре села. Жизнь была серой и скучной. Бытовые условия были на очень низком уровне. Оставалось много детей-сирот. Достаточно долго не было школы. Не было и медицинского учреждения. Если в селе и были учителя и врачи, то лечили они и учили только тех, кто мог заплатить. В появившуюся школу дети бедных крестьян могли ходить только когда на огороде не было работы — с октября по февраль. Потом они были вынуждены оставлять учёбу и помогать родителям по хозяйству, готовились к посевной. В 1888 — 1899 г.г. стали строить третью церковь. Первые две к тому времени были подмыты. Вокруг новой церкви сразу стали возводить деревянные особняки для священнослужителей. Построили и церковноприходскую школу. Ставили её против главного фасада церкви, окнами на запад. Большую часть занятий ученики пели молитвы, а по большим праздникам молитвы пели в церкви. Эта школа стала вторым культурным центром села.

Учителей в школах не хватало, зато священнослужителей было много. Главным культурным центром села помимо школы, была церковь. В ней работали 2 дьякона и 3 священника. Церковь была единственным местом, где встречались все жители села. На конец 19 в. 70% мужчин и 90% женщин, проживавших в селе, оставались неграмотными. Любимым развлечением местных мужчин было — напиться до пьяна и драться «на смерть». Клуба, где бы организовывался отдых не было. Поэтому развлекались как умели. В долгие зимние вечера устраивали вечеринки, на которых какой-нибудь паренёк играл на балалайке или гармошке, а остальные пели частушки и припевки, танцевали краковяк, польку, лезгинку и другие танцы. В тёплое время года гуляли на улице тоже с гармошкой или балалайкой, также пели. Такие давние праздники, как Рождество, Масленица, Пасха, Крещение проводились торжественно и интересно.

 

В Астраханской губернии отбывали ссылку известные писатели-народовольцы Т.Г. Шевченко, Н.Г. Чернышевский, П.И. Якушкин. Близость Петра ивановича Якушкина — друга и соратника Н. А. Некрасова к трудовому народу, его необычное для дворян занятие вызывало подозрение властей. 18 апреля 1868 г. его переправили в Астрахань, а отсюда препровождён под конвоем в Красный Яр.  Якушкин описал события бунта в с. Никольское, которые имели место 20 августа 1871 г. Будучи тяжело больным, он написал очерк «Бунт в селе Никольском», в основу которого был положен подлинный факт. Им было описано много драматических подробностей, которые не были пропущены цензурой в печать. Очерк не был напечатан при жизни автора.

 

История села Никольское 20 века

В 1900 г. В селе была построена ещё одна школа на 4 класса. Она была сложена из белого кирпича. Здание было 2-х этажным. В нижнем этаже в одном из классов занимались девочки, в другом — мальчики. Школа находилась под опекой церкви. Здесь обучались дети богатых родителей и духовенства. В Никольском раньше чем в Енотаевском уезде и Астраханской губернии была провозглашена советская власть. Случилось это 7 января 1918 г. Причины, по которым жители села поднялись на борьбу за Советскую власть — бесправная жизнь крестьян и Империалистическая война. Вернувшись домой изувеченные, они увидели ,что война ничего не изменила, а верхушка жила так, как будто и не заметили никакой войны. Деревенская знать вела праздный образ жизни. По вечерам они спешили в деревенский клуб, где звеня бокалами, веселились. По воспоминаниям фронтовика Мачнева Павла Ивановича, их набралось человек 15 революционно-настроенных солдат. Они и стали главными организаторами борьбы за Советскую власть. Решили собрать сельскую сходку для ликвидации земства и провозглашения Советской власти. Глашатаи прошли по улицам, скликая всех. Для ведения собрания избрали президиум. Мнение выступающих разделилось. Кто-то призывал скорее ликвидировать существующий строй и провозгласить Советскую власть. Кто-то предлагал отложить этот вопрос до Учредительного собрания и выступал за сохранение существующей ситуации. Вторую группу ораторов поддерживали купцы, торговцы и чиновники. Они позволяли себе наглые выкрики из толпы и даже угрозы. Большевики-агитаторы обходили крестьянские дома, объясняли буквально каждому лично что им даст Советская власть, призывали активнее выступать на сходке. Борьба за народную власть оказалась делом нелёгким. В мае 1918 г. в Енотаевском уезде прибыло активистов-революционеров. В конце мая 1918 г. в с. Никольское была создана партийная организация. В каждой партийной организации партбилеты тогда были своего образца. Пользуясь малой численностью большевистской партии, меньшевики и эсеры попытались захватить руководящие посты в ней в Никольском. Участи эсеров и старых чиновников ощущалось везде и во всём. Первые советы, созданные в с. Никольское не были полностью народными. Они находились под достаточно сильным влиянием эсеров и кулаков. В июне 1918 г. членами волостной управы были кулаки — Мутанов, Равинский, Молюков и даже местный священник.  Также были здесь и местные чиновники, которые и не собирались признавать Советскую власть или хотя бы выполнять решения народного собрания. Что можно было ожидать от таких Советов? В селе и станицах всё осталось без перемен.  Фактически Советская власть установилась в Никольском в августе 1918 г. В селе были созданы трудовая коммуна и краснопартизанский отряд под руководством Ф.Я. Воронова. Они сыграли значительную роль в упрочении Советской власти. В помощь бедноте партия и правительство издали Декрет о создании комитетов бедноты, куда вошли только бедняки и середняки.  Председателем такого комитета в Никольском стал Иван Сергеевич Лепёхин, а секретарём Ефим Семёнович Отпущенников. Началось перераспределение земель, конфисковывались особняки у купцов и передавались под советские учреждения. Комитет бедноты отбирал у купцов скот, инвентарь, излишки зерна и организовывал для бедноты сельскохозяйственную коммуну и «тазы» — товарищества по совместной обработке земли. Созданную коммуну назвали «Заря». А жизнь батраков осталась на прежнем уровне. Они продолжали гнуть спины на своих хозяев, а кулаки и эсеры, которых в Советах было большинство, ничего не собирались предпринимать. В селе по сути образовалось 2 власти: эсеро-кулацкие Советы и трудовая коммуна. На коммунаров нападали из-за угла, всячески мешали им. Но они дали достойный отпор. В августе 1918 г. состоялись перевыборы органов власти. После этого жизнь в селе заметно изменилась к лучшему. К началу осени в коммуне насчитывалось более 100 чел. В декабре 1918г. при коммуне была открыта трудовая школа 1 и 2 ступени. Осенью 1919 г. урожай был хороший, но собрать его помешали белогвардейцы. В 1919 г. в Никольском была создана своя комсомольская организация. Активистами комсомольского движения были Иван Старостин, Иван Козлов, Владимир Докучаев, Михаил Донской, соня Землянская, Полина Лисицкая и др. Они организовали сельскую библиотеку: собрали книги у крестьян и организовали их выдачу. Самое большое их дело в культурной жизни села — открытие Народного дома — дома культуры для молодёжи. Он открылся в бывшем особняке купца Шустова Сергея Фадеевича. Учителя Ольга Фёдоровна Юнеева,  Антонина Михайловна Свиридова, Юлия Докучаева, Ася Петрова, представлявшие интеллигенцию села, всячески помогали комсомольцам в развитии самодеятельности и сами принимали участие в спектаклях, являясь актёрами. Выступление на сцене считалось делом почётным и ответственным. Артистов подолгу не отпускали со сцены, что свидетельствовало о пробуждении у масс чувства к прекрасному. Комсомол проводил и антирелигиозную работу. С приходом советской власти образование в селе коренным образом изменилось в лучшую сторону. Стали открываться новые школы в барских особняках Пономарёва, Попехина, Светлова, Шустова. Обучение стало бесплатным. Приезжали новые учителя и ученики. Преподавали в школах арифметику, письмо, чтение, чистописание. Закон Божий был отменён.  В 1919 г. образовалась артель почтово-телеграфных работников. В начале 1920 г. в коммуну стали прибывать новые члены. На 1921 г. коммуна засеяла 100 десятин озимых. Коммуна стремилась расширить своё хозяйство и завести садоводство. Коммуна положила начало коллективному труду, который помог крестьянам выйти из под зависимости кулаков. Она же подготовила условия для создания колхозов. Но враги Советской власти не сдавались. Они создавали бандитские отряды, запугивали активистов коммуны расправой, устраивали нападения на их заседания. Отряды бандитов среди бела дня нападали на сёла, поджигали созревшую рожь. Коммунары занимались хозяйством, не оставляя оружия. Отряд красных партизан охранял коммуну от налётов бандитов, защищал Советы и товарищества, патрулировали улицы села. Отряд, как боевая единица, подчинялся Енотаевскому военному комиссариату. В декабре 1918 г. противники Советской власти пытались поднять новое восстание и склонить к нему крестьян. Так из небольших отрядов начала появляться Красная Армия.  Кулаки и эсеры не скрывали своего недовольства Советской власти. В 1924 г. создано сельскохозяйственное товарищество хлебопашцев. В 1925 г. создано сельскохозяйственное товарищество рыболовов. В конце 1929 г. в Астраханской области началась коллективизация. В колхозах урожай убирали жатками и серпами. Обмолоченное зерно провеивали лопатами на ветру и убирали в закрома. Люди работали от зари до зари. Было организовано соцсоревнование между бригадами. Первое время зерно с полей вывозилось на быках, верблюдах и лошадях. Несколько позже появилась техника. Тогда понадобились свои трактористы, механики, техники. В 1925 г. был открыт Дом пионеров. Он размещался в особняке владельца рыбного промысла Борисова. Здесь работали кружки — рукоделия, самодеятельности, технические кружки. Врем проходило интересно. В 1926 г. был первый выпуск семилетней школы. Эта школа носила имя Владимира Ильича Ленина. В 1939 г. на базе семилетки образовали 10-летнюю школу. Началось строительство нового здания школы. В селе появилась своя интеллигенция — врачи, учителя, инженеры. Они вместе с комсомолом вели культурно-просетительскую работу среди населения. В Народном доме устраивались спектакли и концерты. Многие жители выписывали газеты и журналы. В селе появились радио и свет. До 1956 г. Никольское было райцентром, а затем восстановили Калмыцкую автономию. Все сёла Никольского района вошли в состав Енотаевского. Колхозы же были переданы Калмыцкой автономии. В апреле 1975 г. статус села был изменён на рабочий посёлок. В 1991 г. населёному пункту возвращён его статус села.

рассказать друзьям и получить подарок

Если хочешь получать статьи прямо на свой компьютер при их выходе, подпишись! Просто оставь свой email:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись!

Архивы