Большая Россия

Метки

1874 г Астраханская область Астрахань Башкортостан Белгородская область сегодня Волгоградская область Выставки музеи в Москве Достопримечательности Пермского края Калач Калач-на-Дону Карелия РФ Клин сегодня Краеведение Саратовской области Культура Брянской области Культура республики Татарстан Маршруты Ростовской области Монастыри Владимирской области Нижнекамск РФ Владимирская область РФ Воронежская область Регион Башкортостан Россия Татарстан регион Тинакская Мацеста Тульская область водохранилище впечатления о поездках где в Курской области где гулять в Москве город города России интересное в России информация о реках источники культура Удмуртии курорт Тинаки мусульманство населённые пункты Московской области о городах озеро Тинаки природные ресурсы Тверской области р. Белая родник село христианство

Опрос

Сколько фото вы хотите видеть среди случайных изображений?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Калач-на-Дону

Такая большая РоссияГород возник в 1708 г. как казачья слобода Калач. Поселение располагалось на склонах высокого холма. В 1863 г. от Царицына до Калача была построена первая в Волгоградской области железная дорога. Первое письменное упоминание о хуторе Калач содержится в материалах народной переписи от 1 февраля 1874 г. В 1951 г. Посёлок Калач переименован в Калач-на-Дону и получил статус города.

Название произошло от народного термина «Калач», что означает «Крутая извилина реки вокруг острова». Такая «извилина» существовала у хутора до образования Цимлянского водохранилища. По одной из легенд, название хутору дал сам Пётр I. Очень понравился ему калач, преподнесённый казаками, и повелел он назвать их хутор «Калачевским». Но это всего-лишь легенда. На самом же деле хутор получил название по характеру местности. Есть и другое объяснение названию хутора – раньше на этом месте были озёра, по форме похожие  на калач. От сюда и название – Калач.

Казаки, проживавшие в хуторе, издревле занимались рыболовством, скотоводством и  охотой. Активно занимались разведением лошадей, восновном — дончаков. Одни из лучших верховых пород разводились в табунах у В.В. Орлова – Денисова.  Овец держали мало. Скотоводство было главным казачьим промыслом. У богатых казаков поголовье считалось тысячами. Многие занимались пчеловодством. Огороды были при каждой хижине. На ярмарку ездили в станицу Пятиизбинскую.

Одно время хутор назывался Дундуков – по имени богатого калмыка, поселившегося неподалёку. Вскоре рядом вырос новый хутор со старым названием – Калач. А Старый Калач и сейчас зачастую называют Дундуковым.

В 1702 г. строительство сторожевой Царицинской линии сильно изменило жизнь в крае. Город Калач-на-Дону основан в 1708 г. Возведение деревянных церквей началось в 1735 г в Голубинской станице, в 1740 г. – в Пятиизбинской станице. Пятиизбинская и Голубинская церкви подчинялись Черкесскому приходу с 1751 г. Во второй половине 18 столетия активно развивается хуторская система. Из года в год число хуторов растёт. На Дон целыми сёлами стали переселяться украинцы. С этого пошёл быстро процесс расслоения между казаками. На левом берегу Дона стали вырастать новые слободы – Вербовка, Карповка, Новопетровка, Варламовка и др. Эти станицы были заселены в основном малороссиянами. Переселенцы занимались земледелием и скотоводством, распахивали залежные земли. В 1785 г. в селе Карповке среди 170 дворов было 70 неимущих, которые нанимались в работники к богатым казакам. Но главным богатством в этом крае в 18 веке был Дон. Рыбные угодья находились в многочисленных придонских озёрах, заводях, протоках. В начале 90-х г.г. 18 в. Во многих станицах прошли волнения, охватившие около половины казачьих станиц.  Известно, что хутор вошёл в юрт станицы Пятиизбинской, а она в 1802 г. в свою очередь, — в состав 16 казачьих станиц 2 Донского округа Области Войска Донского.  В первой половине 19 в. Процесс массового переселения на Дон продолжался. В 1835 г. царём было утверждено положение «Об управлении Войска Донского». По этому положению всем донским помещикам отводилось по 15 десятин земли на каждую крестьянскую душу населения. А в случае переноса имения с войсковых  земель, надел увеличивался до 20 десятин.  Это положение также утверждало новое территориальное деление Войска Донского на 7 округов. Переселившиеся сюда из Малороссии и южных губерний России крестьяне занимались садоводством. В середине 19 в. значение хутора Калач. На берегу широкого затона была построена пристань. В Полном собрании Законов Российской империи за 1858 г. встречается первое упоминание о железной дороге, соединившей Калач с Царицыным. Основными грузами, которые перевозила эта дорога, стали лес, железо, хлеб, рыба, мануфактурные товары. Станции на Волго-Донской железной дороге отличаются своей простотой постройки. Не смотря, на то, что железная дорога приносила хороший доход, её служащие получали небольшие зарплаты. Из оплаты исключались дни проведённые в лазарете, праздничные дни, дни с ненастной погодой. С тех пор прошло уже больше века, но железная дорога и по сей день остаётся важным связующим звеном.

В 1942 году 23 ноября в рамках операции «Уран» в Калачёвском районе замкнулось кольцо обороны вокруг 6 армии вермахта.

В 1951 г. получен статус города. В месте с этим Калач переименован в Калач-на-Дону.

Калач-на-Дону находится в Волгоградской области в Калачевском районе в излучине Дона в 80 км. западнее Волгограда. Калач-на-ДонуРядом с городом – Цимлянское водохранилище. Через город проходит железная дорога, соединяющая Калач-на-Дону с Волгоградом. Через эту дорогу и две великие русские реки Волга и Дон соединились. Их пытались соединить много раз на протяжении истории. Одну из попыток совершил Пётр I. Он приказал связать реки каналом и шлюзами по Иловле и Камышинке. Было это с 1682 по 1702 г.г.

Население города 26 900 человек. В Калаче-на-Дону работают мебельная фабрика, речной порт, мясокомбинат, судоремонтный завод, хлебозавод, завод металлоконструкций, судостроительный завод.

В Калачёвском районе выращивают рожь, пшеницу, ячмень, кукурузу, горчицу, овощи, фрукты. Широко развиты скотоводство, овцеводство, свиноводство. Культурную сферу представляют: 5 общеобразовательных школ, дом культуры, стадион, 3 публичные библиотеки, ДЮСШ, кукольный театр, филармония, краеведческий музей, стадион «Водник».

Климат города умеренно – континентальный. Средняя температура зимы около – 100, лета +27+290.

Среди известных уроженцев города Незнамова Нина Фатеевна. Родилась в 1943 г. в Калаче-на-Дону. Казачка советская и латвийская театральная актриса, народная артистка Латвии. Среди почётных граждан города Батов Павел Иванович (1897 – 1985 г.г.). Генерал армии, дважды Герой Советского Союза, бывший командующий 65 армией, участвовавшей в Сталинградской битве и освобождении Калача. Чистяков Иван Михайлович (1900 – 1979 г.г.). Генерал-полковник Герой Советского Союза, командующий 21 армией. Якубовский Иван Игнатьевич (1912 – 1976 г.г.). Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза, Герой ЧССР. В 1942 г. командовал 41-й отдельной танковой бригадой, принимавшей участие в освобождении Калача. Соколов Леонид Иванович (1907 – 1988 г.г.). Гвардии полковник. В 1942 году был начальником политотдела 21-й (6-й гвардейской) армии, которая в составе войск Юго-Западного фронта принимала участие в  нанесении главного удара по врагу 19 ноября 1942 г. Ильин Пётр Сысоевич (1901 – 1976 г.г.). Генерал-майор, командир Краснознамённой Новоград-Волынской ордена Суворова мотострелковой бригады, сыгравшей огромную роль в обороне Калача и моста через реку Дон в августе 1942 г. Голиков Алексей Павлович (1922 – 2002г.г.). Полный кавалер ордена Славы, кавалер ордена Отечественной войны I степени. Командир отделения сапёрного взвода 928 стрелкового полка 18 сентября 1944 г. награждён орденом Славы III степени. Мохов Евгений Алексеевич 1951 г.р. доктор юридических наук, генерал-майор полиции, профессор академии ФСБ России.

Полезная информация:

Телефонный код города +7 84472.

Автомобильный код 34

рассказать друзьям и получить подарок

Если хочешь получать статьи прямо на свой компьютер при их выходе, подпишись! Просто оставь свой email:

8 комментариев: Калач-на-Дону

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись!

Архивы